Для того, чтобы быть в курсе текущих обновлний добавьте пользователя veloradar в друзья.

Сайт дорабатывается, поэтому возможна неверная работа чего-то. Если Вы столкнулись с проблемой - напишите info@veloradar.ru. Это поможет максимально оперативно исправить проблему.






 

Отчеты о поездках

Создать новый отчетОтчёты о поездкахКалендарь

Меж Пьяной и Волгой: по усадьбам и забытым храмам

07 Сентября 2008

Сергач - Толба - Озерки - Покров - ур. Нутренка - Возрождение - Троицкое - Ананье - Леньково - Чернуха - Плотинское - Петровка - Варганы - Львово - Ольгино - Сарайки - Кр. Горка - Быковка - Н. Жизнь - Покров Майдан - Спасское - Богородское - Сергач

Дистанция: 209 км

Время: 2 дня

После очередного подъёма Сергач, виднеющийся позади в лёгкой дымке, исчезает за холмом, а вот и село Толба, за которым - украшенная монументальной стелой с фигурой оленя граница Сергачского и Княгининского районов, через километр после которой мы сворачиваем в д. Фоминки (замечу, что поворот указан на карте неправильно), небольшой участок грунтовки - и мы в селе Озёрки. На холмистом правом берегу Урги, протекающей рядом, виднеются обнажения коренных пород. Здесь находится первая достопримечательность - усадьба В.А. Инсарского: небольшой парк и небольшая колокольня несохранившейся Покровской церкви 1818 года с мощными контрфорсами. Выезд на трассу из примыкающего к Озёркам села Покрова также неправильно указан на карте, благодаря чему пришлось проехать сначала по полевой дороге вдоль Урги, а затем по кочкам. Вот и трасса и очередная неточность, на сей раз со стороны дорожных служб: у моста через речку Переделку стоит табличка "Урга".

У поворота на одноимённое татарское село лежит большой огороженный камень с монетками, без каких-либо надписей и табличек - положен он здесь по всей видимости недавно.

Ещё один подъём, и вот развилка на Княгинино и Троицкое, а впереди в полях показывается купол заброшенной церкви в бывшем селе Нутренка - следующем пункте культурной программы. На карте к церкви идут две дороги, и, решив сократить радиальный участок, сворачиваем в поле чуть дальше, а зря - дорога очень быстро исчезла в перепаханном поле и почти километр пришлось идти пешком до единственной правильной дороги.

Немного полевой грунтовки - и мы у заброшенной церкви. Неподалёку стоит легковушка, около которой некто с металлоискателем сканирует поле, и, надо полагать, неспроста - когда-то Нутренка была огромным селом на почтовом тракте, имело три церкви, вполне естественно, что здесь проходила ярмарка и с тех давних лет в земле могло остаться немало ценных артефактов.

Всё, что теперь осталось от села - это величественная Казанская церковь 1850 года постройки, архитектура которой отличается от храмов того времени - возможно, сказалось влияние исламских культовых сооружений соседних татарских сёл. С обваливающегося купола вниз смотрят удивительно хорошо сохранившиеся фрески в синих тонах. Как-то грустно...

Раф успешно находит геотайник. Перекусываем и едем назад на дорогу на Троицкое, мы уже начинаем несколько отставать от графика.

Следующую достопримечательность - парк усадьбы И.М. Толмачёвой в посёлке Возрождение мы не нашли - как оказалось позже, потому что проехали через посёлок несколько неправильной дорогой.

Зато то, что мы увидели в соседнем селе Троицком, превзошло наши ожидания. Первое - это невероятно красивая, поистине громадных размеров Троицкая церковь, эффектно показавшаяся издалека ещё на подъезде к селу. Наличие такого храма сделало бы честь не только любому уездному городу, но даже и губернскому! Внутри - хорошо сохранившийся, огромный иконостас! Второе - это очень интересный рассказ об истории села, от местных жителей - семейной пары, внимание которых мы привлекли. Огромное и богатое село Троицкое, бывшее волостным центром, принадлежало князьям Гагариным, плита с могилы одного из которых - Ивана Сергеевича - лежит у алтаря храма. Усадьба же их находилась на противоположном берегу Урги, в сельце Парково, к которому ведёт мощёная дорога - разумеется мы просто не могли не сделать туда внеплановый заезд! Мощеная дорога, начинаясь практически от храма, ведет к мостику через Ургу и местами покрыта толстым слоем жирных "говен" - ехать очень интересно! Развалины небольшого барского особняка, стоящего в заросшем саду, встречают чуждой старинной каменной кладке цифрой "1935" на фасаде. Маша ищет заросли сливы - без особого успеха, зато находит немного яблок.

Пора возвращаться на трассу - и снова каменка с говнами. Вокруг - поля, поля, и высокие холмы по правому берегу Урги...

Посёлок Ананье встречает большой добротной стелой на въезде - даже не верится, что это не райцентр. А ещё здесь находится парк усадьбы Хвощинского, заехать в который мы уже не успеваем.

Вскоре дорога расходится в направлениях на Лысково и Княгинино - эти места мне хорошо знакомы по замечательному прошлогоднему ПВД "К Аввакуму". Если год назад небо хмурилось серыми тучами, то сейчас погода была просто отличная! Начинается длинный спуск в долину речки Имзы - притока Урги, Раф уносится вперёд на скорости под 30 км/ч. Впереди блестит на солнце купол реставрируемой церкви в Никольском, в Ленькове - крутой подъём. После поворота на Чернуху (дорога поворачивает под прямым углом к шоссе, а не делает зигзуг, как на карте) асфальт становится разбитым, зато дорога идёт под уклон.

К нашей радости, следующая достопримечательность - усадьба Белавиных-Зыбиных в Чернухе оказывается в хорошем состоянии: в главном доме располагается школа, рядом - очень симпатичный лиственничный парк. Просто загляденье! А год назад мы с Парамоном, проезжая здесь мокрым осенним вечером, не могли увидеть эту красоту - было уже темно.

Перекусив, отправляемся дальше. За Чернухой рельеф плавно понижается к гряде поросших лесом высоких холмов, очень напоминая долины наших южных рек в верховьях. Действительно, некогда здесь протекала древняя река, верховья которой находились около Лыскова, правыми притоками её были Имза, Урга и даже Сундовик, ныне впадающий в Волгу! Нижнее течение Имзы и Урга ниже слияния с Имзой - это и есть то, что осталось от той реки. А перед нами - её мёртвая долина, над коренным берегом которой сейчас проходит трасса М7.

В селе Плотинском фотографируем классическую церковь, после Саурова шоссе вновь пересекает тихую Имзу, воды которой блестят под клонящимся к закату солнцем. У подъёма в деревню Восход Раф обнаруживает родник около дороги.

Следующая интересность поджидала нас в селе Петровке - Петропавловская церковь 1809 года постройки. Представьте себе: восьмерик на высоком четверике, характерный для XVIII столетия, с четырьмя декоративными "башенками" по углам плюс шатровая колокольня и сохранившаяся каменная ограда и всё это в лучах заходящего солнца. Красота!

Теперь мы покидаем Лысковский район, но ненадолго. К шоссе Спасское - Варганы идёт грунтовая дорога, в земле около Петровки много белого песка - смотрится необычно. Вот и шоссе, и в очередной раз переехав Имзу, мы возвращаемся в Лысковский район, чтобы вскоре покинуть его. Интересно, что Имза здесь подходит очень близко к Волге - их отделяют всего лишь три километра холмистой гряды.

Солнце село и вопрос о том, как лучше добираться к предполагаемому месту ночёвки - озеру Татарскому близ деревни Ольгино, был решён в пользу трассы М7. Что ж, поехали!

Поднявшись в гору, сворачиваем на трассу. Едется быстро. Вот и граница Лысковского и Воротынского районов, а через километр деревня Львово, где мы покидаем трассу, свернув на узкую асфальтовую дорожку, идущую вниз и вниз, к Имзе. Сумерки, начинает темнеть, а впереди нечто светится морем огней - вероятно, Спасское.

Ольгино. Конец асфальтовой дороги и начало грунтовой до озера - так мы думали, поверив карте, на деле же мы оказались в чистом поле. Если здесь и была когда-то дорога, то она давно заросла. Таким образом, к 123 километрам, пройденным за день, добавился пеший азимут длиной в километр. В вознаграждение мы нашли поляну у ложбинки с ручьём. Пожалуй, здесь и стоит остановиться до завтра.

отчет



Комментарии:

Функции создания отчётов, добавления коментариев и внесения своих интересных маршрутов на карту доступны только зарегистрированным пользователям. Присоединяйтесь!

 
  Нашли ошибку или есть вопросы? Пишите info@veloradar.ru